Сравнительный тест. Nikkor 18-55 vs Гелиос 44М

Вот и пришло время провести тестирование приобретенного  на прошлой неделе переходника Nikon-M42, вернее тестироваться будет не сам переходник, а объектив Helios 44M (Гелиос 44М), который при помощи этого переходника был подсоединен к Nikon D5100.

Сам тест ни в коем случае не претендует на исключительность, выводы теста — исключительно мое субъективное мнение.

Вот собственно и сам объект тестирования 🙂

Helios 44M (Гелиос 44М)

Тестирование, конечно получилось неполным и было проведено только в одном жанре — предметная съемка. Именно этот вид фотографирования я сейчас пытаюсь освоить.

Для тестирования был собран вот такой «полигон» 🙂

Тестовый полигон

Не лучший вариант «студийного» (ха-ха-ха) света, но другого пока нет 🙂

Также для массовости, вне конкурса, к тестированию был «привлечен» объектив совершенно из другой весовой категории — Nikkor 55-300, который по своим характеристикам физически не способен фокусироваться на таком маленьком расстоянии. Для съемки приходилось отодвигать штатив на 2 метра дальше, чем для съемки объективами Гелиос 44М и Nikkor 18-55.

И так, первый «подопытный» — гроздь винограда. Вот так ее увидел Nikkor 55-30.

Nikkor 55-300, f/9, 1/60 sec, ISO200, F 78 mm

Параметры съемки: Nikkor 55-300, f/9, 1/60 sec, ISO200, F 78 mm

Следующий участник китовый объектив, который шел в комплекте с фотоаппаратом — Nikkor 18-55.

Nikkor 18-55, f/9, 1/60 sec, ISO200, F 55 mm

Параметры съемки: Nikkor 18-55, f/9, 1/60 sec, ISO200, F 55 mm

Дальше диафрагма была немного прикрыта.

Nikkor 18-55, f/14, 1/15 sec, ISO200, F 55 mm

Разница еле-еле заметна — немного увеличилась глубина резкости. Следующий снимок был сделан с применением встроенной вспышки…

Nikkor 18-55, f/14, 1/60 sec, ISO 200, F 55 mm

Параметры съемки: Nikkor 18-55, f/14, 1/60 sec, ISO 200, F 55 mm, вспышка включена. Это не наш метод! Вспышка «в лоб» — это жуть, ничего хорошего!

Настала очередь Гелиос 44М 🙂

Первый снимок был сделан с максимально открытой диафрагмой — f/2, при этом глубина резкости минимальна, «задний ряд» ягод практически полностью размыт. Ягоды, попавшие в фокус прорисованы очень хорошо, возможно, следовало передний ряд ягод немного подравнять 🙂

Такого китовый объектив не может!

Helios 44M, f/2, 1/320 sec, ISO200, F 65 mm

При уменьшении диаметра диафрагмы возрастает и глубина резкости.

Helios 44M, f/8, 1/125 sec, ISO200, F 65 mm

Параметры съемки: Helios 44M, f/8, 1/125 sec, ISO200, F 65 mm

Далее диафрагму Гелиоса закрываю полностью.

Helios 44M, f/16, 1/10 sec, ISO200, F 65 mm

Параметры съемки: Helios 44M, f/16, 1/10 sec, ISO200, F 65 mm

Возросший показатель ГРИП позволил объективу прорисовать резко все ягоды. Замечательный результат! Фотограф может запросто реализовать любую свою задумку 🙂

Дальнейшее направление теста — выявить самый резкий объектив!

Первый на тестирование пошел наш главный испытуемый — Гелиос 44М.

И так, первый снимок, сделанный этим объективом, выполнен с максимально открытой диафрагмой.

Helios 44M, f/2, 1/400 sec, ISO200, F 65 mm

Параметры съемки: Helios 44M, f/2, 1/400 sec, ISO200, F 65 mm

Для определения резкости рассмотрим ближе.

Helios 44M, f/2, 1/400 sec, ISO200, F 65 mm

Чудесный результат, изображение контрастное и очень резкое!

Закроем диафрагму до f 1/8.

Helios 44M, f/8, 1/80 sec, ISO200, F 65 mm

Параметры съемки: Helios 44M, f/8, 1/80 sec, ISO200, F 65 mm

Helios 44M, f/8, 1/80 sec, ISO200, F 65 mm

Глубина резкости (ГРИП) заметно возросла, картинка все также великолепна.

Закрываем диафрагму до максимума.

Helios 44M, f/16, 1/10 sec, ISO200, F 65 mm

Параметры съемки: Helios 44M, f/16, 1/10 sec, ISO200, F 65 mm

Helios 44M, f/16, 1/10 sec, ISO200, F 65 mm

Теперь объект съемки стал полностью резким, качество по-прежнему на высоте!

Следующим на тест резкости идет китовый объектив 🙂

Первый снимок с максимально открытой диафрагмой.

Nikkor 18-55, f/5.6, 1/50 sec, ISO200, F 55 mm

Параметры съемки: Nikkor 18-55, f/5.6, 1/50 sec, ISO200, F 55 mm

Nikkor 18-55, f/5.6, 1/50 sec, ISO200, F 55 mm

Картинка достаточно резкая, ГРИП огромна, почти весь объект попал в область резкого изображения, выделить что-либо при помощи глубины резкости не представляется возможным. Субъективно наблюдаю небольшую, еле заметную «замыленность» фотографии.

Закрываем диафрагму.

Nikkor 18-55, f/8, 1/25 sec, ISO200, F 55 mm

Параметры съемки: Nikkor 18-55, f/8, 1/25 sec, ISO200, F 55 mm

Nikkor 18-55, f/8, 1/25 sec, ISO200, F 55 mm

Картинка практически не изменилась…

Закрываем диафрагму почти до максимума.

Nikkor 18-55, f/25, 0.5 sec, ISO200, F 55 mm

Параметры съемки: Nikkor 18-55, f/25, 0.5 sec, ISO200, F 55 mm

Nikkor 18-55, f/25, 0.5 sec, ISO200, F 55 mm

Глубина резкости несколько возросла, однако, вместе с ней и возросла степень «замыленности» картинки… Мда, не очень хорошо 🙁

Напоследок объектив Nikkor 55-300. Прогоним его также, как и предыдущих испытуемых!

Сначала — максимально открытая диафрагма.

Nikkor 55-300, f/4.8, 1/60 sec, ISO200, F 110 mm

Параметры съемки: Nikkor 55-300, f/4.8, 1/60 sec, ISO200, F 110 mm

Nikkor 55-300, f/4.8, 1/60 sec, ISO200, F 110 mm

Картинка достаточно резкая. Малая глубина резкости радует 🙂

Закрываем немного диафрагму.

Nikkor 55-300, f/8, 1/30 sec, ISO200, F 110 mm

Параметры съемки: Nikkor 55-300, f/8, 1/30 sec, ISO200, F 110 mm

Nikkor 55-300, f/8, 1/30 sec, ISO200, F 110 mm

Картинка очень резкая. Великолепно! Почти как у Гелиоса 😉

Закрываем на максимум диафрагму.

Nikkor 55-300, f/25, 0.4 sec, ISO200, F 110 mm

Параметры съемки: Nikkor 55-300, f/25, 0.4 sec, ISO200, F 110 mm

Nikkor 55-300, f/25, 0.4 sec, ISO200, F 110 mm

Картинка по резкости лучше, чем у «кита», однако еле заметное «мыло» немного портит общее впечатление.

Тест объективов

Выводы: объективы Гелиос 44М и Nikkor 55-300 показали приблизительно одинаково хороший результат, если конечно не брать к учету появление небольшой замыленности на диафрагме f 1/25 у последнего. Nikkor 18-55 нельзя назвать достаточно резким объективом, он заметно отстал по показателям от своих «конкурентов».

Для пользования Гелиосом в повседневной съемке необходим опыт и некое чувство экспозиции — фокусировка вручную, диафрагма вручную и выдержка…. )))) да, да, тоже вручную, однако объектив весьма хорош!

Вот и все. Жду Ваших комментариев 🙂

Запись опубликована в рубрике Фотография с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Понравилась статья? Расскажите друзьям )

49 комментариев: Сравнительный тест. Nikkor 18-55 vs Гелиос 44М

  1. time говорит:

    Переходник с линзой или без? Это имеет значение! Я как-то снимал гелиосом, у него хорошая резкость =)

    • rescuero говорит:

      Переходник без линзы, брал именно его, потому что линза портит характеристики объектива. Гелиос мне нужен для портретной и макросъемки, так что бесконечностью пришлось «пожертвовать» 🙂

      • time говорит:

        Понятно, а где брал и по чём ? =) я вот уже который месяц только намыливаюсь купить, а руки так и не доходят. Наконец привёз зенит с объективом.. где-то и макрокольца были… вообще переходники очень быстро раскупают.. как не зайду в магазине нет =) уже задумал на eBay купить =)

    • мио говорит:

      «Переходник с линзой» — это издевательство над объективом. СССР выпускал замечательные Гелиосы-81Н, позже появились превосходные Арсат-Н. Зачем огород городить под Гелиос-44 на 46,5 мм., когда есть улучшенные варианты?

      • rescuero говорит:

        Если Гелиом 44м остался от старенького Зенита, зачем добру пропадать?

  2. Интересный тест. Мыло у кита из-за дифракции. Не совсем корректно сравнивать минимальную диафрагму F16 у Гелиоса и F25-32, разница между 16 и 25 составляет 9 раз 🙂

  3. Igorsam говорит:

    Ваш тест понравился спасибо
    [ссылка]
    вот так просто и ненадо разных линз совать.Если интересует Юпитер 37а могу прислать ссылку
    очень достойный объектив

    • rescuero говорит:

      Прочитал Ваш мануал по возврату бесконечности, впечатлило, можно сказать возвращена при помощи хирургического вмешательства 🙂 Возможно, когда-нибудь рискну проделать подобную «операцию».
      Про Юпитер 37а почитал, действительно легендарный и достойный внимания объектив, уже задумался над его приобретением.

  4. Igorsam говорит:

    С Вашего разрешения пару слов
    хирургического вмешательства на 30 минут с чаепитием Зато результат Вас
    порадует да и риска поверте никакого. После переделки Г-44 и Ю-37а пошол
    пснимать оставив дома никоновские получил ОГРОМНОЕ удовольствие
    Для Ю-37а заказал переходник КП-А/Н и никаких дополнительных линз о них надо просто забыть

    • rescuero говорит:

      С Ю-37а я пока еще не сталкивался в живую, однако, после Вашего комментария, пересмотрел массу информации по этому объективу, нашел несколько вариантов для приобретения, в том числе и вместе с переходником КП-А/Н. Качество снимков, сделанных с помощью Юпитера, тоже впечатлило — очень резкие.
      На Аукро масса предложений, однако какой именно вариант выбрать пока не решил. Рассматриваю два варианта — МС Юпитер-37А (с многослойным просветлением) и Юпитер-37А (без просветления, но с олимпийской символикой), говорят именно эти экземпляры самые качественные.
      Каково Ваше мнение по этому поводу, какой вариант выбрать?
      Хотелось бы взглянуть на Ваши фото, сделанные Юпитером.

  5. Igorsam говорит:

    Мой Ю-37а По поводу просветления насколько я знаю с 50-х годов прошлого столетия ВСЕ объективы просветленные
    Очень толково дан обзор у Радожыва [ссылка] за что ему заочное спасибо
    У меня небыло переходника кп-а/н пришлось разобрать и перюстировать
    для получения бесконечности, потому что так хотелось поснимать им
    Вот жду переходник и буду крутить кино обратно
    Если еть возможность покупайте

    • rescuero говорит:

      С автором Радоживы, Аркадием Шаповалом, заочно знаком около 3 месяцев, именно там и прочитал замечательный обзор Ю-37а.
      По поводу просветления, так и есть, все Ю-37а имеют просветление, однако МС Ю-37а имеет просветление многослойное, в советские времена такой вариант объектива стоил почти в 2 раза дороже, он очень хорошо «изолирует» боковые источники света и не дает бликов. Больше склоняюсь к приобретению именно этого варианта объектива.

    • rescuero говорит:

      Заказал олимпийский вариант!

  6. Star-Gazer говорит:

    Хороший сравнительный тест. Таких в сети мало.
    У меня тоже D5100 и пока с китом.
    Есть Гелиос 44М-4 от зенита.

    Сейчас жду переходник. Тоже возможно сделаю сравнение с китом.

    • rescuero говорит:

      Спасибо 🙂 Объективы Гелиос действительно хорошие и качественные.

  7. SERG говорит:

    МНЕ 66ЛЕТ.смена- 2 с 8лет далее киевы и приработок на съёмке детей валялся объектив гелиос 44-2 лет40 с деф резьбой попробовал на pentax k20d и sony a55 через переходники без линз и был ошеломлен качеством оптики на пленке может оценить оптику только профи да на бумаге большого формата ну мы,грешные, в журнале скушаем все вывод :если статус не колышет ,бери закоцаный гелиос на толкучке и делай отличные портреты будет тебе и боке на фотошопе и глубь без мыла.НИКОН- в целом распиаренная с несоответствием цены и качества фирма,покупающая матрицы от SONY черту никон за такие деньги отстал никон

    • rescuero говорит:

      Ух… 🙂

    • Мик говорит:

      66 лет? Может 6,6? Точки-запятые ставить не умеем? Матчасть не учим, толсто тролим?

    • Владимир говорит:

      У Никона уже своя разработанная матрица КМОП (CMOS), Вы немного отстаете или не интересуетесь новостями ! Никон — ЛУЧШИЙ!

  8. dva1986 говорит:

    Вопрос, а какие лампочки нужно для вот такого вот освещения?

    • rescuero говорит:

      Я использовал энергосберегающие лампы, со световой температурой 5500 К.

  9. Андрей говорит:

    Классный тест! А с какого минимального расстояния гелиос фокусируется без линзы. А то читал что не меньше чем с полутора метров.

    • rescuero говорит:

      Спасибо! Минимальное расстояние при съемке без линзового переходника сокращается, если с линзой оно составляет около 55 см, то без линзы около 30 — создается такой же эффект, как и от использования удлинительного кольца.

      • Григорій говорит:

        Дякую за такий розширений тест, ато всюди пишуть що підходить і працює але ж краще 1 раз побачити побачити чми 100 разів почуить ) Позавчора замовив Нікеона d1x але маю тільки широкоугольнйи обэктив а геліос від зеніта стоїть без роботи надибав в інеті що можна його підключити, всетаки буду брати без лінзи перехідничок 😉
        Ще раз дякую.

  10. Владимир говорит:

    Здравствуйте! А можно увидеть фото (ссылку на фото) вашего переходника для Гелиос 44М?
    У меня такой объектив остался от пленочного Зенита.
    Попробовал использовать его с переходником (без линзы) на Никон-Д90. Фокуса не было и на малых расстояниях. По-моему переходник был слишком толстый…

  11. Георгий говорит:

    Спасибо за обзор, многое из него для себя почерпнул. Но почему же вы не указали на жуткие хроматические аберрации у гелиоса на открытой диафрагме? Мне было бы интересно узнать на сколько надо прикрыть диафрагму чтоб они исчезли… Хотя ту может быть дело именно в вашем экземпляре, и его надо отправить на юстировку. Простите, я не слишком разбираюсь от чего это зависит. К слову, nikkor 55-300 тоже показал себя не с лучшей стороны на 4.8. Лучше, конечно, чем гелиос, но всё же…

    • rescuero говорит:

      Пост преследовал немного другую цель, чем оценку порога пропадания хроматических аберраций. На приведенных снимках, кстати, ХА практически не видны, для их оценки понадобилось бы снимать совсем другой сюжет, более контрастный. Диафрагма f/4.8 для 55-300 не рабочая и это не секрет, при таком ее значении снимки выходят слишком мыльные. Рабочая диафрагма у 55-300 начинается от f/7.1 и выше, до f/11, дальше в дело вступает дифракция… Но год назад, время, когда был написан этот пост, многое из выше сказанного для меня было «темным лесом» 🙂

  12. Елена говорит:

    подойдёт ли объектив «Гелиос-44 2/58″ на NIKON D3100?
    Можно ли будет им фотографировать животных (портреты)? Учитывая то,что животных не заставишь позировать и сидеть спокойно? Не сложно ли будет мне разобраться с настройками,если я только начинаю осваивать зеркалку?Благодарю за ответ.

    • rescuero говорит:

      Если на объектив установить переходник М42-Nikon, то установить можно будет, но при использовании на D3100 будет ряд сложностей:
      — фокусироваться можно будет только до расстояния около 3 метров, то есть бесконечности у объектива не будет;
      — использовать объектив можно будет только в полностью ручном режиме — режиме «М»;
      — само собой автофокуса тоже не будет.

      Поэтому:
      — с животными будет очень туго, особенно начинающему фотографу;
      — портреты людей возможно, но при условии правильной установки параметров съемки (диафрагма, выдержка, ISO);
      — пейзаж сфотографировать вовсе не получится из-за отсутствия бесконечности. Эту проблему можно решить при помощи ручной доработки объектива напильником (не шучу), но это будет сделать нелегко.

      Итог:
      Если объектив Вам достался даром (или почти даром), то для экспериментов можно прикупить к нему переходник (около 10$) и попрактиковаться, причем съемка в полностью ручном режиме может научить Вас «на глаз» определять экспо-пару и вручную фокусироваться на объекте съемки (очень неплохая тренировка для новичка), но будет очень нелегко, получить хорошие снимки в ближайшие 1-2 месяца не получится.
      Если объектива у Вас нет, то покупать его отдельно я бы не советовал, лучше поднакопить на Nikon AF-S f/1.8G и получать с его помощью отличные снимки без дополнительного геморроя.

      • Елена говорит:

        rescuero,спасибо огромное что растолковали так подробно.
        Но дело не в деньгах,купить можно конечно Nikon AF-S f/1.8G,но прочитав кучу отзывов и пересмотрев качество снимков-Гелиос на высоте! Вот поэтому и загорелась идеей купить именно его. Подскажите а Гелиос-81н проще в обращении будет?

        • rescuero говорит:

          С Гелиос-81Н будет таже петрушка, за исключением бесконечности. Этот объектив изначально шел под байонет Nikon. Поверьте, Гелиос не будет лучше, чем Nikon 50mm f/1.8G, в том числе и по качеству снимков. Как бы не хвалили советскую оптику, но все же это технологии прошлого века.

          • Денис говорит:

            А меня 50мм не впечатлил, Гелиос больше нравится ))

          • rescuero говорит:

            Чем именно нравится Гелиос и чем он лучше полтинника? 😉

  13. Александр говорит:

    У вашего Гелиоса, заметны хроматические аберрации, это не есть хорошо 🙂

    • rescuero говорит:

      Хроматические аберрации? Позвольте полюбопытствовать, на каком фото Вы их заметили? 😉

  14. Александр говорит:

    Имею точно такой Гелиос 44М на никоне д700. ОЧЕНЬ нравится! резкость, цвета — просто шикарные!!!
    Переделал под бесконечность с безлинзовым переходником путем подкладывания проволочного кольца под задний линзоблок и проволочных полуколечек под винты переднего. Кольца нужно подбирать. Чем толще — тем лучше)) Но пришлось еще в буквальном смысле обточить напильником по кругу алюминиевый корпус заднего линзоблока, т.к. из-за смещения назад за него начало цепляться зеркало. После главное тщательно продуть объектив грушей, чтобы не допустить попадания алюминиевой стружки внутрь камеры. И обточенные места закрасить черным маркером. В-общем, не так страшна переделка))) Хоть и сорвал резьбу одного винта в переднем линзоблоке — большое усилие там не нужно…
    А с переходник с линзой — выкинутые деньги, жуткое мыло… (( и толстый он — даже выкрутив линзу..
    но без линзы пригодился для объектива Индустар от фотоувеличителя для макросъемки))

    • rescuero говорит:

      Здорово! А у меня всё руки не доходят до переделки…

      • Александр говорит:

        Думаю, если не полениться, сделать подробную инструкцию с фото по переделке…
        Кажется, что просто, имея Интернет под рукой — но нет, на деле из 3-4 руководств вдумчиво выбирал частями наименее сложные и понятные моменты..
        Своего сайта не имею, к сожалению, если нафоткаю и напишу — может Вам скинуть.. )

  15. Артур говорит:

    Друг, а подскажи с переходниками М42 на Никон Д5100.
    Мне нужно Юпитеры поставить на Никон Д5100. Думал бери любой М42-Nikon, но не тут то было.
    Вот к примеру по ссылке ниже написано переходник подходит для разных моделей кроме Никон Д5100 — это четко указано в описании переходника, так разъясни в чем тут может быть проблема и какой именно переходник М42-Nikon надо взять именно для Никон Д5100.
    Вот сайт, где пишут «Не подходит для новых моделей Nikon D 5100»: shtepsel.com/good/adapter-perehodnik-m42-nikon-perehodnoe-kolco-m42-nikon/

  16. мио говорит:

    Разница была бы ещё заметней, сравни Вы КИТ SONY DT 18-55 SAM II с Гелиосом-44 🙂
    Тот вообще только по устойчивости к свету Гелиос опережает. Но кроп-с, Господа. Что делать с 58 мм на кропе? Только лица, увы.

  17. igorsam говорит:

    Уаважаемые фотолюбители писал здесь как переделать Г-44 на никон , сам переделал и был доволен
    НО когда поменял Н 18-105 с Н 5100 на Н50/1,8( без доплаты ) понял что Г -44 позапрошлый век и как бы его не хвалили .Не тянет совковая оптика с современными матрицами и ненадо себя дурить.
    Снимать можно но получить истинное удовольствие нет, поверте обладателю И-61 Г-44 Ю-37 И -29 и,,,
    Когда я увидел чистые цвета с Н50/1,8 после Н 18-105 Г 44 И-61 Ю-37 просто обалдел. А как просто с ним работать .Друзья поднатужтесь возьмите Н50/1,8 и будете счасливы, ну не стоит Ваших усилий зти
    г… стекла .

  18. igorsam говорит:

    Да тут писали что делать на кропе с 50мм да все что пожелаете только подумать чуть. разве трудно сшить два три ,,, кадра и получить что и хотели , При современных мегапикселях вырезать часть не потеряв качества и т. д .

  19. Владимир говорит:

    Привет:) Вот хочу поделится своей идеей как из Гелис-44м сделать макролинзу на Nikkor 18-55mm и тем самым получить из него автофокусный макрообъектив [ссылка]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Расскажите друзьям о статье, это лучшая помощь автору блога.